СОВЕЩАНИЕ ГЛАВНЫХ ЭНЕРГЕТИКОВ - 2022





Табл.4. Ожидаемые вводы мощностей в 2022 г.
Обращаясь к теме формирования бюджета, докладчик привел слова Вице-премьера РФ Александра Новака, который заявил, что бюджет России сверстан исходя из цены на нефть $70 за баррель. По его словам, такая цена «комфортна» для страны. Также А. Новак сообщил, что объем добычи нефти в России в 2022 году оценивается в 530 млн тонн, а в 2023 году этот показатель составит 490 млн тонн. Вице-премьер отметил, что Россия добывает 9,9 млн баррелей в сутки. «Наш бюджет сформирован при цене $70, и мы считаем, что это комфортная цена, которая на сегодняшний день может быть принята за основу. Но, безусловно, учитывая, что сегодня рынки достаточно
волатильны и многое зависит в том числе и от курса рубля, который сегодня достаточно крепкий относительно тех параметров, которые ранее были для нашей нефтедобычи, для нашей экономики.
Те параметры, которые заложены в прогнозе социально-экономического развития, наиболее оптимальны»,— сказал вице-премьер после заседания ОПЕК+.
5 октября, страны ОПЕК+ согласовали сокращение суточной добычи нефти на 2 млн баррелей в сутки начиная с ноября этого года. Это самое большое сокращение с 2020 года. Александр Новак подчеркивал, что сокращение необходимо для балансировки рынка перед сезонным снижением спроса. На сокращении добычи топлива настаивали Россия и Саудовская Аравия.
Далее, вновь ссылаясь на газету «Коммерсант», А.Р.Шахназаров информировал, что сокращение доходов федерального бюджета в 2023 году относительно 2022-го более чем на 1,5 трлн руб.
объясняется снижением нефтегазовых поступлений, остальные сборы, по ожиданиям
правительства, должны вырасти. Впрочем, прогнозы по доходам от нефти и газа весьма условны, поскольку реальные сборы будут сильно зависеть от мировой конъюнктуры, новостей геополитики и курса рубля.
28 сентября в Госдуму был внесен проект бюджета, который предполагает сокращение его доходной части в 2023 году на 1,563 трлн руб.: при оценке поступлений в этом году в 27,693 трлн руб., в следующем они составят 26,13 трлн руб. Падение доходов произойдет и в относительном выражении — с 19% до 17,4% ВВП. Все сокращение придется на нефтегазовые доходы. Они снизятся с 11,666 трлн руб. до 8,939 трлн руб. (на 2,727 трлн руб.) — с 8% до 6% ВВП. По остальным доходам прогнозируется рост — с 16,027 трлн до 17,191 трлн руб. (плюс 1,164 трлн руб.), с 11% до 11,5% ВВП.
Падение нефтегазовых доходов разбивается на две большие составляющие. Это влияние макроэкономической ситуации — минус 2,436 трлн руб. и влияние изменений законодательства — минус 291 млрд руб. Под макроэкономикой понимаются три фактора: снижение цен на нефть и газ, курс рубля и сокращение добычи, переработки и экспорта.
В частности, на снижении цены Urals бюджет, по подсчетам Минфина, потеряет в 2023 году 1,247 трлн руб. Стоимость российской нефти, согласно макропрогнозу, снизится с $80 за баррель в этом году до $70,1 в следующем. И в этом, как следует из пояснений к бюджету, будет «виновато» не запланированное Евросоюзом на декабрь эмбарго на нефть и нефтепродукты из РФ (предполагается, что это событие уже «отыграно» рынками), а трансформация глобального энергетического рынка и замедление мировой экономики.
Второй фактор — курс рубля «отнимет» у нефтегазовых доходов еще 420 млрд руб. При этом его укрепление, по ожиданиям Белого дома, будет минимальным — с 68,1 руб./$ в этом году до 68,3 руб./$ в следующем. Нефтяное эмбарго станет частью третьего фактора снижения: «изменение объемов добычи, переработки и экспорта» нефти и газа — это еще минус 426 млрд руб.
Непосредственно по нефтедобыче ожидается снижение с 515 млн тонн в 2022 году до 490 млн тонн в 2023-м.
- отсутствует достаточное нормирование показателей качества электроэнергии;
- затрудненно доказывание факта нарушения электроснабжения в отсутствии учёта качества электроэнергии;
- нет специальной ответственности сетевых организаций за нарушение качества электроэнергии (например, соразмерное уменьшение стоимости оказываемых услуг);
- ответственность сетевых организаций за нарушение электроснабжения в рамках договорных отношений ограничена реальным ущербом.
Предложения в проект акта Правительства сетей за качество электроэнергии - установление дополненной ответственности сетевой организации (соразмерное уменьшение стоимости оказанных услуг, возмещение упущенной выгоды, возмещение ущерба) за ухудшение характеристик качества электроэнергии/электроснабжения;
(Положения Проекта необходимо поэтапно распространить на потребителей от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и от 10 МВт и выше).
Как информировал Председатель СГЭ, летом 2022г. прошло слушание по этому вопросу, Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» подготовило предложения для включения в постановление, основные тезисы которого следующие:
«С целью изменения ситуации с качеством электроэнергии необходимо потребителям
электрической энергии совместно с сетевыми организациями провести работу по комплексной проработке вопроса качества электроэнергии с учетом внесения изменений в действующее законодательство и нормативно-технические документы.
В качестве предложений предлагается закрепить в нормативной документации:
✓ уточнение требований к схемам нормального режима сети для обеспечения «фактической» 1-й категории надежности электроснабжения (обеспечения двух независимых источников электроснабжения);
✓ определение уточненных характеристик показателей качества электроэнергии для повышения ответственности сетевых организаций в рамках предоставления услуг по передаче электроэнергии (нормирование параметров допустимых провалов/прерываний напряжения, таких как длительность, глубина и т.д.):
• предельно-допустимое значение провала напряжения - 0,8 Uном,
• предельно-допустимое значение длительности провала напряжения не более 0,15 сек.
✓ установление дополненной ответственности сетевой организации (соразмерное уменьшение стоимости оказанных услуг, возмещение упущенной выгоды) за ухудшение характеристик качества электроэнергии/электроснабжения;
✓ расширение перечня обязательных параметров контроля качества электроэнергии в
электрических сетях;
✓ установление обязанности сетевой организации включить по заявке потребителя прибор учета качества электроэнергии в договор с сетевой организацией».